Эффективные практики


«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ XXI ВЕКА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ"

Предпринимательские знания, умения и навыки являются многокомпонентной и многофункциональной системой. Характер и способ формирования предпринимательских компетенций во многом определяют место и роль предпринимательства в социально-экономической и духовной жизни современного общества. В зависимости от конкретных ситуаций отдельные предпринимательские компетенции могут получать превалирующее значение.
Основные функции учебного предпринимательства
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что участие в предпринимательском процессе учит предельно обобщать действительность, создавать мыслительно-логические схемы, теоретизировать информацию.
Воспитательно-гуманитарная функция состоит в том, чтобы гуманистические ценности и идеалы способствовали адаптации предпринимателя в окружающей действительности.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостных представлений о предпринимательстве и месте человека в нем.
Социальная функция позволяет объяснять современное состояние общества, вскрывать противоречия, указывать пути их устранения или смягчения.
Методологическая функция заключается в том, что что экономическая наука постоянно вырабатывает методы познания окружающей действительности.
Аксиологическая функция заключается в оценке окружающей действительности с точки зрения различных ценностей.
Гносеологическая функция имеет цель правильное и достоверное познание окружающей действительности.
Критическая функция заключается в увеличении уровня оценки достоверности окружающей действительности, расширении границ познания, поиске новых качеств предпринимательства и модернизации предпринимательского процесса.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы имеющиеся знания основ предпринимательства и достижения в этой области могли спрогнозировать тенденции развития познавательных процессов

Карта предпринимательских компетенций
ОПК – Общепредпринимательские компетенции;
ПК1 – Проектно – организационные предпринимательские компетенции;
ПК2 – Экономико аналитические предпринимательские компетенции;
ПК3 – Учебно-образовательные предпринимательские компетенции.
ОК – Общекультурные компетенции
потенциала
ОК -1/1
пороговый уровень
Знать: основные представления о возможных сферах и направлениях предпринимательской деятельности;
Уметь: выделять и классифицировать проблемы развития собственного предпринимательства, формулировать цели и оценивать возможности;
Владеть: основными приёмами планирования и реализации необходимых видов предпринимательской деятельности
ОК -1/2
углубленный уровень
Знать: цели и задачи предпринимательской деятельности, механизмы планирования и самоорганизации;
Уметь: выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; выстраивать рабочую траекторию предпринимательской деятельности;
Владеть: подходами к совершенствованию предпринимательской активности.

УК – Универсальные компетенции
 УК-1/1
пороговый уровень
Знать: основные представления о социальной и этической ответственности за принятые предпринимательские решения;
Уметь: систематизировать основные представления о видах ответственности за принятые решения;
Владеть: оценкой значимости ответственности за принятые решения.
 УК-1/2
углубленный уровень
Знать: алгоритм и последовательность действий в стандартных предпринимательских ситуациях;
Уметь: избегать применения рискованных приемов при решении нестандартных предпринимательских задач;
Владеть: подходами к оценке действий в нестандартных ситуациях.

ОПК – Общепредпринимательские компетенции
ОПК-1. Способность оценивать практическую значимость избранного вида предпринимательства
ОПК -1/1
пороговый уровень
Знать: основные характеристики современных методов и методик анализа и представления результатов предпринимательской деятельности;
Уметь: различать конкурентные стратегии и преимущества реализации предпринимательских проектов;
Владеть: навыками апробации на практике полученных результатов предпринимательской деятельности.
ОПК -1/2
углубленный уровень
Знать: основные этапы предпринимательской деятельности, их содержание и правила оформления результатов.
Уметь: выполнять аналитические действия с использованием количественной и качественной информации;
Владеть: техникой оформления результатов предпринимательской деятельности.

ПК-1 – Проектно - организационные предпринимательские компетенции
ПК-1. Способность вырабатывать предпринимательские идеи
ПК -1/1
пороговый уровень
Знать: закономерности организации предпринимательской деятельности; современные концепции развития предпринимательства;
Уметь: - преобразовывать результаты современных предпринимательских проектов для использования их в своей деятельности;
Владеть: - навыками проектной работы с привлечением современных информационных технологий.
ПК -1/2
углубленный уровень
Знать: законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие методические и законодательно - нормативные материалы по организации предпринимательской деятельности;
Уметь: ставить конкретные цели и задачи и ориентироваться на результат;
Владеть: экспериментальными методами.

ПК-2 – Экономико – аналитические предпринимательские компетенции
ПК-2. Способность представлять результаты предпринимательской деятельности в виде бизнес-плана
ПК -2/1
пороговый уровень
Знать: особенности бизнес-планирования, основные правила и закономерности экономического поведения;
Уметь: оценивать поведение экономических агентов;
Владеть: методами наблюдения функционирования различных рынков.
ПК -2/2
углубленный уровень
Знать: основные направления экономической политики и особенности предпринимательских программ;
Уметь: собирать необходимые данные для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия предпринимательских; микро- и макроуровне
Владеть: навыками подготовки аналитических материалов для оценки эффективности мероприятий в области предпринимательской деятельности.

ПК-3 – Учебно-образовательные предпринимательские компетенции
 ПК-3. Способность подбирать и применять современные методики представления результатов предпринимательской деятельности
ПК -3/1
пороговый уровень
Знать: особенности проведения публичных мероприятий в условиях глобализации экономики;
Уметь: применять на практике активные методы в профессиональной подготовке и самоподготовке;
Владеть: навыками совершенствования и развития своего предпринимательского потенциала.
ПК -3/2
углубленный уровень
Знать: основные способы систематизации экономической информации;
Уметь: использовать различные источники информации для анализа экономических показателей и проведения расчетов;
Владеть: навыками подбора необходимого инструментария, использования современных технических средств для сбора и обработки информации, анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов.

Способы формирования предпринимательских компетенций
Анализ конкретных ситуаций. Анализ предложенной ситуации, как совокупности фактов и данных, определяющих то или иное явление, имевшее место в практике, которым в ходе учебных занятий дается оценка.
Групповой тренинг. Метод предполагает имитацию особой учебно-экспериментальной обстановки, позволяющей освоить нестандартные подходы к решению проблем, используя новые техники и тактики, излагаемые преподавателем и демонстрируемые в ходе занятия.
Деловые игры. Деловая игра - имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Учебные деловые игры применяются с целью дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным.
Игровое проектирование. Предполагает наличие проблемы или задачи; разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработку ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи); проведение заключительного заседания экспертного совета, на котором группы публично защищают разработанные варианты решений. Учебные цели и система оценки деятельности в основном ориентированы на качество выполнения конкретного проекта и представления результатов проектирования.
Кейс-технологии. Включает порядок рассмотрения, анализа кейса, поиск и презентацию решения, выработку экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии. Кейс – разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучающимися.
Ролевые игры Имитационный игровой метод обучения, характеризующийся следующими основными признаками: наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения (например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание); взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии; ввод в процесс занятия корректирующих условий;  оценка результатов обсуждения и подведение итогов.
Ролевые игры отличаются от деловых игр «локальностью» и меньшей сложностью решаемых проблем, задач профессиональной деятельности, акцентом на ролевых функциях участников в игровой деятельности и оценке её результатов. Общая цель игрового коллектива (учебной группы), как правило, отсутствует. Цели и задачи участников связаны с наилучшим (адекватным, полным, корректным и т.д.) выполнением ролевых функций.
Тематическая дискуссия. Способ обсуждения темы (спорного или проблемного характера) в учебной группе. Как правило, дискуссии организуются в формах группового обсуждения или дебатов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий