«ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКОВ XXI
ВЕКА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ"
Предпринимательские
знания, умения и навыки являются многокомпонентной и многофункциональной
системой. Характер и способ формирования предпринимательских компетенций во
многом определяют место и роль предпринимательства в социально-экономической и
духовной жизни современного общества. В зависимости от конкретных ситуаций
отдельные предпринимательские компетенции могут получать превалирующее
значение.
Основные функции учебного предпринимательства
Мыслительно-теоретическая
функция выражается в том, что участие в предпринимательском
процессе учит предельно обобщать действительность, создавать
мыслительно-логические схемы, теоретизировать информацию.
Воспитательно-гуманитарная
функция состоит в том, чтобы гуманистические ценности и
идеалы способствовали адаптации предпринимателя в окружающей действительности.
Мировоззренческая функция
способствует
формированию целостных представлений о предпринимательстве и месте человека в
нем.
Социальная функция
позволяет объяснять современное состояние общества, вскрывать противоречия,
указывать пути их устранения или смягчения.
Методологическая функция
заключается в том, что что экономическая наука постоянно вырабатывает методы
познания окружающей действительности.
Аксиологическая функция
заключается в оценке окружающей действительности с точки зрения различных
ценностей.
Гносеологическая функция имеет
цель правильное и достоверное познание окружающей действительности.
Критическая функция заключается
в увеличении уровня оценки достоверности окружающей действительности,
расширении границ познания, поиске новых качеств предпринимательства и
модернизации предпринимательского процесса.
Прогностическая функция
заключается в том, чтобы имеющиеся знания основ предпринимательства и
достижения в этой области могли спрогнозировать тенденции развития
познавательных процессов
Карта предпринимательских компетенций
ОПК
– Общепредпринимательские компетенции;
ПК1
– Проектно – организационные предпринимательские
компетенции;
ПК2
– Экономико – аналитические предпринимательские
компетенции;
ПК3
– Учебно-образовательные предпринимательские компетенции.
ОК – Общекультурные компетенции
потенциала
|
|
ОК
-1/1
пороговый
уровень
|
Знать: основные представления о
возможных сферах и направлениях предпринимательской деятельности;
Уметь: выделять и классифицировать проблемы развития собственного предпринимательства,
формулировать цели и оценивать возможности;
Владеть: основными приёмами планирования и реализации необходимых видов предпринимательской
деятельности
|
ОК
-1/2
углубленный
уровень
|
Знать: цели и задачи предпринимательской деятельности, механизмы планирования и самоорганизации;
Уметь: выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
выстраивать рабочую траекторию предпринимательской деятельности;
Владеть: подходами к совершенствованию предпринимательской активности.
|
УК – Универсальные компетенции
УК-1/1
пороговый
уровень
|
Знать: основные представления о
социальной и этической ответственности за принятые предпринимательские решения;
Уметь: систематизировать основные представления о видах ответственности за
принятые решения;
Владеть: оценкой значимости ответственности за принятые решения.
|
УК-1/2
углубленный
уровень
|
Знать: алгоритм и последовательность действий в стандартных предпринимательских ситуациях;
Уметь: избегать применения рискованных приемов при решении нестандартных предпринимательских
задач;
Владеть: подходами к оценке действий в нестандартных ситуациях.
|
ОПК – Общепредпринимательские компетенции
ОПК-1. Способность оценивать
практическую значимость избранного вида предпринимательства
|
|
ОПК -1/1
пороговый уровень
|
Знать: основные характеристики
современных методов и методик анализа и представления результатов
предпринимательской деятельности;
Уметь: различать конкурентные стратегии и преимущества реализации
предпринимательских проектов;
Владеть: навыками апробации на практике полученных
результатов предпринимательской деятельности.
|
ОПК -1/2
углубленный уровень
|
Знать: основные этапы предпринимательской деятельности, их
содержание и правила оформления результатов.
Уметь: выполнять аналитические
действия с использованием количественной и качественной информации;
Владеть: техникой оформления результатов предпринимательской
деятельности.
|
ПК-1 – Проектно - организационные предпринимательские
компетенции
ПК-1. Способность вырабатывать
предпринимательские идеи
|
|
ПК -1/1
пороговый уровень
|
Знать: закономерности организации предпринимательской
деятельности; современные концепции развития предпринимательства;
Уметь: - преобразовывать результаты современных предпринимательских
проектов для использования их в своей деятельности;
Владеть: - навыками проектной работы с привлечением современных
информационных технологий.
|
ПК -1/2
углубленный уровень
|
Знать: законодательные акты, постановления,
распоряжения, приказы, руководящие методические и законодательно -
нормативные материалы по организации предпринимательской деятельности;
Уметь: ставить конкретные цели и
задачи и ориентироваться на результат;
Владеть: экспериментальными методами.
|
ПК-2 – Экономико – аналитические
предпринимательские компетенции
ПК-2. Способность представлять результаты предпринимательской деятельности в
виде бизнес-плана
|
|
ПК -2/1
пороговый уровень
|
Знать: особенности бизнес-планирования,
основные правила и закономерности экономического поведения;
Уметь: оценивать поведение
экономических агентов;
Владеть: методами наблюдения функционирования
различных рынков.
|
ПК -2/2
углубленный уровень
|
Знать: основные направления
экономической политики и особенности предпринимательских программ;
Уметь: собирать необходимые данные для
оценки мероприятий в области экономической политики и принятия предпринимательских;
микро- и макроуровне
Владеть: навыками подготовки аналитических материалов для оценки эффективности
мероприятий в области предпринимательской деятельности.
|
ПК-3 – Учебно-образовательные
предпринимательские компетенции
ПК-3. Способность подбирать и применять
современные методики представления результатов предпринимательской
деятельности
|
|
ПК -3/1
пороговый уровень
|
Знать: особенности проведения публичных
мероприятий в условиях глобализации экономики;
Уметь: применять на практике активные
методы в профессиональной подготовке и самоподготовке;
Владеть: навыками совершенствования и
развития своего предпринимательского потенциала.
|
ПК -3/2
углубленный уровень
|
Знать: основные способы систематизации экономической информации;
Уметь: использовать
различные источники информации для анализа экономических показателей и
проведения расчетов;
Владеть: навыками подбора
необходимого инструментария, использования современных технических средств
для сбора и обработки информации, анализа результатов расчетов и обоснования
полученных выводов.
|
Способы
формирования предпринимательских компетенций
Анализ
конкретных ситуаций. Анализ предложенной ситуации, как
совокупности фактов и данных, определяющих то или иное явление, имевшее место в
практике, которым в ходе учебных занятий дается оценка.
Групповой
тренинг. Метод предполагает имитацию особой
учебно-экспериментальной обстановки, позволяющей освоить нестандартные подходы
к решению проблем, используя новые техники и тактики, излагаемые преподавателем
и демонстрируемые в ходе занятия.
Деловые
игры. Деловая игра - имитационное моделирование процессов
управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью
людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем.
Учебные деловые игры применяются с целью дать практику принятия решений в
условиях, приближенных к реальным.
Игровое
проектирование. Предполагает наличие проблемы или задачи;
разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработку ими
вариантов решения поставленной проблемы (задачи); проведение заключительного
заседания экспертного совета, на котором группы публично защищают разработанные
варианты решений. Учебные цели и система оценки деятельности в основном
ориентированы на качество выполнения конкретного проекта и представления результатов
проектирования.
Кейс-технологии.
Включает
порядок рассмотрения, анализа кейса, поиск и презентацию решения, выработку
экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии. Кейс – разновидность
производственной или экономической ситуации, специально сформулированной
преподавателем для анализа, решения, оценки обучающимися.
Ролевые
игры Имитационный игровой метод обучения, характеризующийся
следующими основными признаками: наличие проблемы или задачи в сфере
профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их
решения (например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано
производственное совещание); взаимодействие участников игрового занятия, обычно
посредством проведения дискуссии; ввод в процесс занятия корректирующих
условий; оценка результатов обсуждения и
подведение итогов.
Ролевые
игры отличаются от деловых игр «локальностью» и меньшей сложностью решаемых
проблем, задач профессиональной деятельности, акцентом на ролевых функциях
участников в игровой деятельности и оценке её результатов. Общая цель игрового
коллектива (учебной группы), как правило, отсутствует. Цели и задачи участников
связаны с наилучшим (адекватным, полным, корректным и т.д.) выполнением ролевых
функций.
Тематическая
дискуссия. Способ обсуждения темы (спорного или
проблемного характера) в учебной группе. Как правило, дискуссии организуются в
формах группового обсуждения или дебатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий